Дракон, пожирающий яблоко

Разное | Нет комментариев

A visitor views the new Xiaomi 'Mi pad 2' after Xiaomi new products releasing ceremony in Beijing city, China, 24 November 2015. Xiaomi Technology Co. Ltd., Chinese famous mobile internet company, released three new products on 24 November including smart phone Redmi note 3, Mi pad 2 and Mi air purifier 2. EPA/WU HONG

В 2015 году смартфоны Xiaomi продолжили доминировать на китайском рынке несмотря на общее падение продаж и конкуренцию со стороны Huawei. Руководство компании уже готовит к выходу целую серию новых антикризисных устройств. «Лента.ру» проследила за историей «китайской Apple» и выяснила, какие гаджеты Xiaomi пользователи увидят в обозримом будущем.

Крутые времена

Для Xiaomi 2015 год стал одним из самых непростых с момента основания компании, хотя изначально мало что предвещало подобный исход. В 2014 году продажи смартфонов «китайской Apple» утроились до 61 миллиона штук, а восторженные инвесторы вложили в компанию 1,1 миллиарда долларов. Рыночная капитализация Xiaomi тут же взлетела до 46 миллиардов долларов, а руководство поставило задачу в 2015 году продать 80 миллионов гаджетов.

Спустя год стало ясно, что спрос на смартфоны компании оказался существенно ниже ожидаемого, а конкуренты в лице Huawei наоборот нарастили продажи, превысив установленную в начале года планку в 100 миллионов устройств. Xiaomi при этом удалось реализовать только 70,8 миллиона гаджетов.

Отчасти в этом виноваты экономические проблемы Китая, из-за которых жители Поднебесной начали серьезно экономить на покупке гаджетов. В итоге рынок смартфонов в стране за год вырос всего на два процента, и Xiaomi стала жертвой падения спроса. В то же время компании удалось сохранить лидерство в Китае, где пока продается девять из десяти ее устройств. Причем производитель вновь грамотно использовал два своих ключевых преимущества — масштабные онлайн-продажи и успешный запуск очередного недорогого гаджета. В этот раз им стал бюджетный флагман Redmi Note 3 с восьмиядерным процессором, тремя гигабайтами оперативной памяти и сканером отпечатков пальцев. Он поступил в продажу в конце ноября 2015 года по цене всего в 170 долларов.

Дешевле, но не хуже

Дешевизна и доступность продуктов были фирменной чертой Xiaomi со времен основания компании в 2010 году. Тогда ее нынешний гендиректор Лей Цзюнь и бывший сотрудник китайского отделения Google Бин Лин, до этого основательно переработавшие стандартную версию Android, решили распространять получившуюся ОС MIUI бесплатно и специально сделали ее доступной для любых смартфонов. Внешне похожая на iOS система быстро обрела популярность на китайских форумах разработчиков, а спустя три года ее уже скачали 30 миллионов пользователей.

К тому времени компания успела привлечь инвестиции и выпустить на рынок две собственные модели смартфонов. Xiaomi Mi One представили в августе 2011 года, годом позже на рынке появился Xiaomi Mi Two. Оба устройства специально сделали похожими на iPhone и оснастили весьма мощными для того времени характеристиками. Mi One получил двухъядерный процессор и 1 гигабайт оперативной памяти, а новую модель оборудовали еще более мощным чипом и двумя гигабайтами оперативки. Но основным конкурентным преимуществом стала цена устройств — всего 310 долларов.

В итоге первую партию Mi One распродали за два дня, а Mi Two разошлись уже за три минуты. Столь высокий спрос был бы невозможен без масштабной рекламной кампании, и в Xiaomi ее провели через соцсети, в том числе через Weibo — китайский аналог Twitter. Продавать гаджеты тоже решили в интернете, причем делали это ограниченными партиями в несколько десятков тысяч смартфонов. В итоге искусственно созданный спрос и продвижение через микроблоги стали залогом стабильно высоких продаж компании и позволили ей серьезно сэкономить на логистике, дистрибуции и открытии розничной сети. В западной прессе подобную модель продаж быстро окрестили «эффектом Xiaomi».

Тогда же Xiaomi получила и прозвище «китайская Apple», причем под ним часто подразумевали не инновационный подход к продажам, а копирование китайским производителем дизайна iPhone. С такими обвинениями столкнулся и перешедший в Xiaomi бывший вице-президент Google Хьюго Барра. Его ответ был прост — западные производители просто отказываются признать, что Xiaomi продает отличные устройства дешевле Apple и Samsung.

Такой подход сработал и за пределами Китая. Запуск Xiaomi Mi 3 специально приурочили к выходу на рынок Индии, придав событию вирусную популярность в соцсетях. На сайте местного онлайн-магазина Flipkart предзаказ за считанные дни оформили более 100 тысяч человек, но Xiaomi поставила лишь 10 тысяч смартфонов, которые раскупили за 40 минут.

В 2014 году компания последовательно представила свой первый планшет Mi Pad и за 37 секунд реализовала партию смартфонов Mi 4. Годом позже еще одним рекордом стали распроданные всего за 12 часов 800 тысяч флагманов Redmi Note 2.

Наконец, в апреле 2015 года Xiaomi провела масштабную скидочную кампанию Mi Fan Fest, за сутки реализовав 2,12 миллиона смартфонов, 247 тысяч устройств питания, 208 тысяч фитнес-браслетов, 79 тысяч Wi-Fi-роутеров и 38,6 тысяч смарт-телевизоров. Это принесло компании 335 миллионов долларов.

Однако такая бизнес-модель имеет и ряд серьезных минусов. Главный из них — низкий доход с одного проданного устройства. Дело в том, что Xiaomi выставляет смартфоны на сайт с очень небольшой наценкой. У Mi One и Mi Two она и вовсе была лишь на 20-30 долларов выше себестоимости. Компании приходится сбывать гаджеты небольшими партиями, чтобы создать на них ажиотажный спрос и тем самым увеличить общую прибыль.

Это работало, пока основные конкуренты на внутреннем рынке в лице Apple и Huawei опирались на сеть своих сервисных центров. Но затем Huawei запустила свой онлайн-магазин и по итогам года вплотную приблизилась к Xiaomi по доле продаж в Китае — 15,2 против 14,7 процентов рынка.

Выход на зарубежные рынки осложняется другим фактором — в устройствах компании не установлен Google Play Store. Xiaomi специально развивает собственный магазин приложений, доход от которого в 2015 году превысил 563 миллиона долларов. И если в Китае, где Google Play официально отсутствует, подобная модель оправдана, то в других странах пользователям приходится перепрошивать гаджет вручную.

Не смартфоном единым

В компании еще несколько лет назад поняли, что возможное падение спроса на смартфоны необходимо компенсировать другими устройствами. Поэтому решено было создать целую экосистему продуктов Xiaomi, напоминающую аналогичную линейку все той же Apple. Стратегия при этом осталась той же — функциональность на уровне конкурентов при более низкой цене.

Сегодня под брендом Xiaomi вышло уже три поколения наушников Piston, семейство портативных колонок Square Box и смарт-телевизоров Mi TV.

В марте 2015 года компания представила свою первую экшн-камеру Yi Action. За возможность съемки с частотой 60 кадров в секунду и 64 гигабайта внутренней памяти придется отдать всего 64 доллара. Это в два раза меньше стоимости основного конкурента устройства от Xiaomi — GoPro Hero.

Xiaomi также продвигает собственную линейку фитнес-трекеров Mi Band, а в скором времени рассчитывает представить и первые смарт-часы. Уже известно, что у них будет 4 гигабайта встроенной памяти и специальная операционная система MIUI Watch OS.

Первый планшет Xiaomi увидел свет еще в 2014 году и помимо традиционно привлекательной цены в 240 долларов запомнился весьма неплохими характеристиками, в том числе 4-х ядерным процессором, 2 гигабайтами оперативной памяти и основной камерой на 8 мегапикселей. Mi Pad 2 представили в ноябре 2015 года, снабдив его более мощным процессором Intel и экраном с разрешением 2048 на 1536 пикселей.

При этом цена устройства с 64 гигабайтами внутренней памяти составляет всего 200 долларов. Первая партия планшетов была раскуплена через минуту после начала онлайн-продаж, а в конце января Xiaomi представила версию Mi Pad 2 под управлением Windows 10.

По слухам, в апреле 2016 года компания запланировала и презентацию своего первого ноутбука. Внешне устройство будет напоминать MacBook Air, а производительность обеспечит процессор Intel Core i7 Haswell. Работать ноутбук будет на операционной системе Windows 10.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>