2 месяца. второй скачок развития ребенка: познание своего тела
Содержание:
- Негативные признаки
- Каковы нормы прибавки веса и роста грудничка?
- Последствия кризиса
- Психоэмоциональное развитие малышей
- Кризис 3 лет
- Ошибки родителей
- Причины
- Психология подросткового кризиса
- Сладкий сон с мамой
- Обследование
- Первые достижения: что умеет месячный малыш
- Причины
- Развитие ребенка в 6 месяцев
- Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
Негативные признаки
На раннем этапе развития кризиса у подростков, первые признаки которого могут проявляться уже в возрасте от 9 – 11 лет, начинается переход к новой форме взаимодействия с окружающими.
Это выражается в следующих изменениях:
-
На фоне быстрого физического и умственного развития у подростка возникают новые потребности, которые он не может удовлетворить из-за отсутствия социальной зрелости.
То есть подросток ощущает потребность к самостоятельности и независимости, но еще не способен вести себя как взрослый человек.
- Происходит переоценка ценностей. Общение со сверстниками преобладает над учебной деятельностью, вследствие чего снижается успеваемость и утрачивается значимость мнения взрослых.
- Мышление от образного трансформируется к абстрактному и работает с опорой на личный опыт.
- Возможны противоречия между возникающими желаниями и имеющимися потребностями.
Дальнейшее развитие кризиса характеризуется острой кризисной стадией, которая характерна для 13-15-летнего подростка.
Этот этап проявляется по-разному:
- максимальным протестом и категоричностью;
- конфликтностью и раздражительностью;
- развитием новых способов мышления;
- появлением новых возможностей и интересов.
Отстаивая свою точку зрения и осознанную возможность в самостоятельном приятии решений, подросток стремится полностью исключить родительский контроль и внимание. Подводные камни отношений между подростком и родителями, при котором обострению подросткового кризиса способствует конфликтная ситуация с родителями
Многие из них не могут принять негативное поведение ребенка, не понимая, что оно является нормальным для этого возраста.
Подводные камни отношений между подростком и родителями, при котором обострению подросткового кризиса способствует конфликтная ситуация с родителями. Многие из них не могут принять негативное поведение ребенка, не понимая, что оно является нормальным для этого возраста.
Гендерные особенности
Пубертатный или переходный возраст протекает у девочек и мальчиков по-разному. Симптоматика, характерная для подросткового кризиса, проявляется у девочек с 10 – 11 лет со слабо выраженными признаками.
У мальчиков переходный период начинается позже (в 12 – 13 лет), но протекает более выразительно. Мнение психологов сводится к тому, что это обусловлено более жесткими требованиями к юношам, чем к девушкам.
У девочек
К нормальным проявлениям подросткового кризиса у девочек психологи относят следующие признаки:
- Недовольство своей внешностью. Выражается это острым восприятием своего несоответствия общепринятым эталонам женской красоты. Девочки стремятся к определенному образу, слепо следуя за модой и одеваясь в трендовую одежду.
- Желание нравиться. Девушки нарочито демонстрируют необычность своего внутреннего мира и необычных взглядов на жизненные ценности. При этом, они ведут себя достаточно провокационно, стараются выделиться броскими нарядами, выразительным макияжем, порой окрашивают волосы в исключительно яркий цвет.
- Скачки настроения. Нестабильность гормонального статуса вызывает агрессивность, гневливость и раздражительность.
- Проявление интереса к представителям мужского пола. При этом, девочки, часто влюбляясь, более склонны к платоническим отношениям.
Травма, полученная из-за безответной любви, становится предпосылкой к развитию осложнений кризисного периода. Среди них – замкнутость, депрессивное состояние, суицидальные наклонности.
У мальчиков
- Проявление агрессии и злости. Повышенный уровень тестостерона становится причиной негативного поведения при общении со взрослыми и сверстниками.
- Излишняя эмоциональность. Беспричинные скачки настроения также связаны с гормональными изменениями.
- Отсутствие страха. Отсюда стремление к экстриму и необдуманность поступков, порой граничащих с опасностью для жизни.
- Проявление самостоятельности. Подростки пытаются решать непосильные проблемы. Это вызвано желанием подражать взрослым мужчинам и вести аналогичный образ жизни, совершая громкие дела и подвиги.
- Интерес к жизненным аспектам интимного характера, проявляющийся в остром влечении к женскому полу.
- Озабоченность внешним видом. Следует отметить, что мальчиков не меньше девочек волнует их внешность. Недовольство своим образом делает их уязвимыми, замкнутыми и неуверенными в себе. Это приводит к занижению самооценки, неприятию критики и замечаний по поводу внешности.
Упомянутые проявления считаются нормальными для подросткового кризиса. Однако велика вероятность развития осложнений на фоне неправильных взаимоотношений между подростком и родителями, а также окружения и общепринятых стандартов общества.
Каковы нормы прибавки веса и роста грудничка?
К счастью, еще не стандартизировано, сколько точно должен весить ребенок при рождении, и какой должна быть длина тела младенца. Средний рост новорожденного колеблется от 46 до 56 см, а средним весом считаются цифры от 2,6 до 4 килограммов
На крупных детей, весящих больше 4 кг, специалисты обращают пристальное внимание, так как такая большая масса может быть признаком нарушений в организме. Так же серьезно врачи относятся и к грудничкам, родившимся с весом ниже нормы
Длина тела новорожденных, как правило, соотносится с их весом. Основываясь на значениях, полученных при измерении, педиатры оценивают, идет ли развитие детей соответственно стандартам ВОЗ. В случае недостатка веса, врачи рекомендуют, на сколько увеличить объем потребляемой пищи, в случае «опережения графика» -посоветует снизить количество молока, чтобы остановить слишком резкий набор массы. Как правило, мер с изменением объемов еды достаточно для корректировки. Если они не изменяют ситуации, и педиатр заподозрит какие-то заболевания, он назначит необходимые анализы для их диагностики.
младенец в первый месяц жизни начинает трудный процесс адаптации к новой для него среде. После рождения он немного теряет в весе, но, привыкнув к пище, постепенно набирает его. Вне зависимости от того, сколько после рождения малыша показали весы в родблоке, к концу первого месяца жизни малыш «пополнеет» на 600 грамм и вытянется в среднем на 3 сантиметра.
на втором и третьем месяце организм малыша уже привыкает переваривать материнское молоко или смеси и за счет этого продолжает активно расти. Длина его тела за каждый период увеличится на 3 см, а масса на целых 800 грамм. Вместе с телом растет и окружность головы — на 1,5 сантиметра каждый месяц. К исходу первого триместра жизни малыша объем потребляемого им молока удваивается, поскольку активно растущий и развивающийся организм требует много питательных веществ и энергии.
дальше рост и набор массы младенцем, если верить цифрам статистики ВОЗ, слегка замедляются. Но, тем не менее, в среднем новорожденные за четвертый месяц жизни прибавляют 750 гр., за пятый — 700 гр., длина тела увеличивается на 2,5 и 2 см соответственно. На исходе этого периода младенец должен весить вдвое больше относительно той цифры, что указана на его бирочках из роддома.
за шестой, седьмой и восьмой месяц жизни ребенок тяжелеет на 650, 600 и 550 грамм соответственно. Это время для малыша полно приятных открытий возможностей своего тела — он начинает ползать и самостоятельно садиться. Материнского молока для восполнения сил уже не хватает, и мамы по рекомендациям педиатра начинают вводить в прикорм детей фрукты, овощи и каши. Количество кормлений в сутки уменьшается с 6 до 5, зато объем пищи теперь составляет 180 грамм
Каждый месяц этого интересного и важного периода своей жизни малыш подрастает на 2 см.
темп роста ребенка постепенно замедляется, и теперь младенец подрастает на 1,5 сантиметра в месяц. Объем порций теперь увеличиваются до 250 грамм за одно кормление, а вместе с ними и вес малыша
За девятый месяц он прибавит 500 гр., за десятый — 450, а за одиннадцатый — 400.
к первому дню рождения малыш, как правило, утраивает свой первоначальный вес, а в целом должен подрасти на 25 сантиметров. Это колоссальный скачок, требовавший больших сил и энергии у организма. Когда-то крошечный сморщенный младенец теперь превратился в крепенького ребенка, кушающего вместо молока вполне человеческую пищу — пюре, паровые котлеты и супы.
Как вы видим, рост и вес ребенка до года активно увеличиваются, каждый месяц происходят значительные прибавки. О том, сколько весит ваш новорожденный, вам будет говорить педиатр на приеме, он же озвучит, сколько должен весить средний младенец по мнению ВОЗ.
Последствия кризиса
Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством .
Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.
Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»
М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»
Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»
(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)
Психоэмоциональное развитие малышей
Ребенка укачивает в машине — что делать у детей до 1 года
Новорожденный проводит большую часть времени во сне, его почти не беспокоят звуки. Разбудить ребенка может только резкий громкий звук или яркий свет, направленный прямо на закрытые веки.
В 1 месяц детки начинают видеть окружающий мир, с помощью движения глазных яблок следить за медленно движущимися предметами.
В 2 месяца дети понимают режим сна и бодрствования, у них получается его придерживаться. Первое эмоциональное проявление в ответ на внешние факторы можно заметить именно в этом возрасте.
Первая улыбка
Трехмесячный малыш начинает узнавать свою маму не только по запаху, но и внешне. Ребенка привлекают игрушки.
В 4 месяца дети дольше могут играть самостоятельно, если игрушки расположены близко. Малыш не боится оставаться один, некоторое время может спокойно проводить наедине с яркими предметами.
В 5 месяцев дети хорошо понимают интонацию взрослых, а также узнают себя в зеркале.
Полугодовалый малыш реагирует на свое имя и пробует произносить первые слоги.
С 7 до 8 месяцев развивается способность различать знакомых людей и чужих. Поэтому дети этого возраста неохотно идут на ручки к незнакомым родственникам.
В 9-10 месяцев дети легко узнают бабушку или маму среди людей и могут выразить свою радость, помахав им.
После 11 месяцев ребенок понимает слова-запреты, которые могут его сильно расстраивать. Если он слышит, что ему нельзя что-то трогать или делать, расстройство может оказаться слишком эмоциональным и привести к истерике.
Кризис 3 лет
Это знаменитое «Я сам!». Пожалуй, это самый известный после подросткового кризис в детском возрасте. Ребенок еще больше отделяется от окружающих, у него развивается осознание себя как отдельного человека, того, кто сам может что-то делать. Появляется сравнение, себя с другими.
Малыш стремится утвердить свою волю, чтобы взрослые с ним считались, и иногда из-за этого сам попадает в западню
Например, его спросили, хочет ли он мороженого, а он брякнул: «Нет», а потом понял, что хочет, но уже сказал и ему важно, чтобы его мнение учли
Таким образом, он оказывается в ножницах между двумя противоречивыми желаниями, что вызывает большое эмоциональное напряжение, вплоть до взрыва. Еще одно устремление малыша в этот период – он хочет делать все сам. Отсюда и девиз этого времени «Я сам!».
Но ребенок не просит хочет делать сам, он нуждается в подтверждении со стороны взрослых того, что он действительно может сделать это. Поэтому везде, где возможно, поддержите инициативу малыша. Конечно, что-то потребует больше времени, например, когда малыш сам одевается, или что- то будет сделано не так аккуратно.
Однако при вашей поддержке, вашем доброжелательном отклике наградой будет счастливое лицо вашего ребенка и его положительные эмоции: «Я смог!», «Я могу!», «У меня получается!». Укрепляется вера в собственные силы, уверенность в себе,
Остерегайтесь комментариев в духе: «Ты не сможешь, у тебя не получится». Постарайтесь создать условия, которые будут способствовать тому, чтобы получилось. Можно, например, заложить на одевание больше времени. Ведь упорство, с которым ребенок будет застегивать пуговицы, дорогого стоит.
При этом, конечно, малыш неизбежно натолкнется и на свое «Не могу». Здесь его обязательно нужно будет поддержать, сказать, что вы его любите в любом случае, дать надежду, что если он потренируется, то у него обязательно получится, а там, где сделать ничего совсем невозможно, сообщить малышу об этом, что, увы, мы, люди, не всемогущи.
Таким образом, у ребенка будет формироваться картина того, что он может, а что — нет, где проходит граница его «Могу».
Ошибки родителей
Главное, о чем часто забывают родители: даже беспомощному младенцу хочется познавать мир независимо и самостоятельно. Не нужно общаться одинаково с 9-месячным малышом, который уже многое умеет, и полуторамесячным ребенком, который едва появился на свет. Начинайте учитывать интересы и мнения «с пеленок», но не переусердствуйте.
Родителям, столкнувшимся с проявлениями первых кризисов новорожденных, не стоит:
Срываться и нервничать, потому что эмоциональное состояние передается от родителей ребенку.
Старайтесь быть спокойным и терпеливым по максимуму.
Пускать проблему «на самотек», а-ля «сам перерастет»
Уделяйте ребенку как можно больше времени и внимания – именно в нем ребенок нуждается особенно остро в любой период своего развития.
Акцентировать внимание на стрессовом факторе, «клин клином вышибая». Отвлекайте ребенка, если видите, что приближается истерика.
Давить родительским авторитетом, используя «метод кнута»
Давайте малышу право выбора, а не ограничивайте его только потому что, на ваш взгляд, отпрыск не заслужил поблажек из-за баловства и выкриков.
Молчать. Многие родители младенцев предпочитают обращаться с ребенком, как с куклой, мотивируя это тем, что в таком возрасте малыш еще «все равно ничего не понимает». Это в корне неправильное поведение: общайтесь с детьми, помогайте формулировать их мысли и потребности, даже при отсутствии речевых навыков.
Усыплять внимание. В обязательном порядке следите за тем, чтобы потенциально опасные предметы были вне досягаемости малыша.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Сладкий сон с мамой
Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.
Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой — это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой — значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди — все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность — залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.
Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.
Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже «большой» он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.
Обследование
Гинеколог, осматривая беременную, замеряет высоту стояния дна матки, сверяя ее с нормами, рассчитанными для данного срока беременности. Если размеры матки меньше нормы, нужно срочно делать УЗИ плода.
Во время УЗИ специалист фиксирует у плода несколько параметров:
- окружность головы;
- окружность живота;
- объем бедра.
Рассчитывается приблизительная масса плода.
При подозрении на патологии физического развития проводят допплерометрию, показывающую качество кровотока в сосудах плаценты и малыша.
Ещё одно важное исследование — кардиотокография плода, регистрирующая сердцебиение. Норма 120 — 160 уд
в мин. При недостатке кислорода, сердцебиение меняет ритм в большую или меньшую сторону
Первые достижения: что умеет месячный малыш
Речь | Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г». |
Слух | Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели. |
Зрение | От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами. |
Эмоции | Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему. |
Моторика | Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её. |
Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц
Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:
- слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
- может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
- начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
- может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
- прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
- во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
- в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
- чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.
Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):
Причины
Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.
Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.
Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.
Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще . Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.
Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную . Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным . Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи.
Развитие ребенка в 6 месяцев
С каждым месяцем подвижность ребенка увеличивается: в 6 месяцев вовсю переворачиваются со спины на бок, а потом на живот, а некоторые малыши начинают ползать. Пусть и неуверенно, но дети уже способны передвигаться самостоятельно. Родителям теперь не стоит оставлять малыша надолго одного, особенно в местах, где существует опасность упасть или наткнуться на острый/горячий предмет.
Полугодовалые малыши обычно могут стоять и сидеть, используя руки взрослых как опору. Пока это длится недолго, но с каждым днем скелет и мышцы ребенка крепнут, позволяя ему чувствовать себя более уверенно.
В 6 месяцев малыши могут держать в руках игрушки разного размера, трясти и ощупывать их, а также пробовать на вкус. Их поведение становится все более осмысленным: теперь родителям легче понимать желания ребенка и его эмоции.
Огромный объем информации малыши сейчас получают через свои глаза и уши
Важно объяснять им все, что происходит вокруг, давать названия объектам и действиям. Пусть у ребенка будут игрушки разных цветов и размеров, издающие звуки и молчащие, гладкие и шероховатые
Чем больше впечатлений будет получать дитя, тем интенсивнее будет его развитие.
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
- Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
- Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
- Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
- Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
- Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
- Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
- Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров
Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь
Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.